Искусственность и естественность в практическом применении психологических техник

Успешное «чтение» языка тела требует определенного уровня предварительных знаний и навыков. Хорошая новость: для этого не требуется осваивать «говорение» языком тела. Достаточно знать описание такого паттерна — и можно начинать его практиковать.

В чем же причина того, что вы — в отличие от игры на губной гармошке— можете без какой-либо тренировки тотчас же «выступить публично»? При игре на губной гармошке все знают эталоны правильного звучания: у всех есть определенные ожидания в отношении звуков, которые предстоит услышать. Однако при вашей коммуникации этой проблемы не возникает по двум причинам:

1-я причина: вы уже умеете отлично общаться, используя старые, хорошо проверенные способы;

2-я причина: ваш собеседник не имеет ни малейшего представления о том, какого невербального способа коммуникации ему ждать, поскольку отсутствуют эталоны. Отсюда следует, что он не может судить, ошибка это или нет.

То, что вы тренируетесь, вообще не будет замечено третьими лицами. Основная причина этого очень интересна: в вербальной (речевой) коммуникации должны соблюдаться строгие правила грамматики языка. Очень немногие знают все эти правила своего родного языка, но почти все владеют ими. Поэтому нарушение правил в большинстве случаев тотчас же обнаруживается. Невербальная коммуникация, напротив, осуществляется почти полностью без правил.

Не существует, например, правил, под каким углом вы должны наклонить или поднять голову, чтобы избежать контакта глаз; нет также правил, какого места подбородка вам следует коснуться пальцем, чтобы создать впечатление, как будто вы думаете. А там, где нет правил, не могут быть замечены их нарушения.

Все это облегчает вам применение техник, которые сначала кажутся вам «неестественными» и которых вы по этой причине избегаете (как, например, осознанно примененный жест, сигнализирующий, что вы думаете). Эта искусственность является субъективным чувством, основанным на вашем знании того, что вы в данный момент пробуете новую технику. Наши партнеры по общению ни в коем случае не воспринимают это как искусственное, и дело именно в этом. И если мы хотим всегда чувствовать себя «естественно», мы не сможем научиться ничему новому.

Каждое разучивание нового коммуникативного навыка сначала всегда связано с неуверенностью, потому что для большинства коммуникативных проблем мы владеем уже заранее натренированными действующими решениями. Эти решения воспринимаются нами как «естественные», так как мы автоматически используем их даже в стрессовых ситуациях, например, в суде или просто в присутствии юриста или полицейского. Когда мы осваиваем новый действенный «искусный трюк» в реальной ситуации общения, мы его сравниваем со старым способом, который мы называем «естественным».

По этому поводу стоит вспомнить историческую цитату немецкого поэта Генриха Гейне подчеркивает смысл сказанного: «Das Gegenteil von Kunst ist nicht Natur, sondern gut gemeint» («Противоположностью искусственности является не естественность, а добрые намерения»). Суть этой цитаты можно изложить так. Не всегда разумно противопоставлять искусственность и естественность поведения, различие следует проводить между хорошими и плохими намерениями.


Городская общественная организация промышленных предприятий "Совет директоров Волгограда"



          Bookmark and Share           Счётчик PR ТИЦ        

 Официальный сайт ГБПОУ "ВЭТК" 
© ГБПОУ "Волгоградский экономико-технический колледж"